Столбняк у собак и кошек: симптомы, диагностика, лечение и профилактика

Столбняк у собак и кошек - это заболевание, при котором происходит поражение центральной нервной системы (ЦНС), которое в свою очередь приводит к локальным или генерализованным мышечным спазмам. Поражение ЦНС провоцирует нейротропный токсин, продуцируемый анаэробными бактериями Clostridium tetani. Анаэробность означает существование и развитие в бескислородной среде, поэтому риск заражения значительно повышен в случаях с гнойными ранами. Споры бактерий Clostridium tetani попадают в организм животного через повреждения кожного покрова и слизистых тканей.
В зависимости от индивидуальных особенностей иммунной системы животного происходит прогрессия или локализация дальнейшего развития с блокировкой бактериальной активности, чему способствует своевременная дезинфекция. Ветеринарная помощь на ранней стадии развития столбняка у собак и кошек сводится к введению антибиотиков, содержащих пенициллин, локально, в тех местах, где происходят начальные спазматические реакции (на прикосновение, покалывания). При обнаружении признаков заболевания необходимо срочно принимать соответствующие меры. Непринятие лечебных мер на ранних стадиях заболевания приводит к летальному исходу в течение нескольких дней.

Симптомы и диагностика столбняка у собак и кошек

Ветеринар может определить столбняк у собак и кошек по внешним признакам, которые заключаются в следующих проявлениях: мышечные спазмы, судороги жевательной мышцы, жесткость конечностей, проблемы с координацией при движении. При этом температура тела может и не повышаться, а животное не проявляет признаком измененного сознания. Столбняк у собак и кошек может достаточно быстро перейти в генерализованную стадию, на что указывают следующие симптомы:

Столбняк у собак и кошек развивается постепенно. Инкубационный период может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. В большинстве случаев заболевание развивается в течение 1-3 недель.
Диагностика столбняка у собак и кошек проводится дифференцированно, чтобы исключить другие заболевания (например, бешенство, мышечный ревматизм). Для этого делают бактериологический анализ проб, взятых у животного.

Лечение и профилактика столбняка у собак и кошек

При обнаружении характерных симптомов необходимо обратиться в ветеринарную клинику или вызывать ветеринара на дом.
В случае инфекционного заражения с угрозой поражения ЦНС необходимо обеспечить доступ воздуха к ране; для этого ее регулярно дренируют от гнойных скоплений и очищают от некротических тканей.
Во избежание удушья выполняют эндотрахеальную интубацию.
При спазматическом состоянии носоглотки животное кормят через носопищевой зонд. Чтобы обеспечить необходимое количество жидкости в организме, ставят капельницу. Для блокирования спазматической прогрессии внутривенно или внутримышечно вводят столбнячный антитоксин.
Лучшей профилактикой столбняка у кошек и собак является недопущение травматизма ваших питомцев, поскольку возбудитель заболевания легко проникается через поврежденные ткани. В случае же если все таки травма произошла, необходимо оказать животному надлежащую помощь и сделать это можно в любой из наших клиник АИСТ-ВЕТ, либо вызвать ветеринара на дом.