Листериоз у собак и кошек: причины, симптомы, диагностика лечение и профилактика

Листериоз у собак и кошек имеет бактериальную этиологию. В группе риска молодые и беременные особи. Ранняя стадия болезни сопровождается септическими процессами и при своевременном обращении в ветклинику выживаемость животных составляет примерно 53 %. Более тяжелая, запущенная форма характеризуется патологией в работе нервной системы. Выживаемость в этом случае не более 3 %. Опасно данное заболевание и для людей, птиц, коров и многих других. Часто заболевание протекает в скрытой, латентной форме. Листериоз у собак и кошек распространен на территориях с холодным и умеренным климатом. В запущенной стадии заболевания летальный исход неизбежен. Эффективную помощь можно оказать при своевременном выявлении проблемы. В любой из наших ветеринарных клиник в Москве и Московской области вы можете получить весь спектр ветеринарных услуг по разумной стоимости.

Возбудитель листериоза у собак и кошек

Возбудителем заболевания является бактерия Listeria monocytogenes, которая не образует спор и капсул, отличается высокой изменчивостью, стойкостью к лекарственным препаратам и внешним условиям. Микроорганизмы переносят невысокие положительные температуры, долгое время сохраняют жизнеспособность во внешней среде, как питательной, так и на мертвых тканях. Данные бактерии способны существовать и размножаться при температуре от 3-4 до 40-44 ⁰С. Они имеют широкое распространение и обнаруживаются буквально повсюду: в почве, воде, фекалиях животных, в продуктах питания (молоке, сыре и т.д.)

Клиническая картина, диагностика и симптомы листериоза у собак и кошек

Заражение листериозом у собак и кошек происходит через конъюнктиву, слизистые оболочки, поврежденные участки кожи от заболевших животных, а также переносчиков возбудителей. Течение заболевания зависит от физического состояния животного, его возраста и сопутствующих заболеваний. У беременных наблюдается поражение мочеполовой системы и выкидыши, у молодняка сепсис, у взрослых — как бессимптомное протекание болезни, так и патологией в работе нервной системы, которое выражается в полной дезориентации в пространстве, несвойственным поведением, от полной апатии до внезапного возбуждения и даже агрессии. Из общих симптомов листериоза у собак и кошек можно выделить следующие:

Диагностируют листериоза у собак и кошек комплексно на основании:

При появлении первых признаков заболевания необходимо как можно быстрее посетить ветклинику или вызвать ветеринара на дом.

Лечение листериоза у собак и кошек, профилактика заболевания

Дифференциальный диагноз проводится при подозрении на бешенство и пищевые отравления. Животное изолируют, помещают в карантин. Эффективность лечения повышается при своевременном обращении за ветпомощью в клинику. Если заболевание запущено и появились изменения в работе нервной системы, животное, как правило, погибает. В тяжелых формах заболевание животное усыпляют. При подтверждении диагноза тело погибшего питомца необходимо кремировать, чтобы предотвратить распространения инфекции.
Листериоз у собак и кошек сложно выявить, поэтому большое значение имеют профилактические меры - дезинфекция и дезинсекция.